concurs.jpg

Из истории:

Свою историю Приозёрный начинает с возникновением Пезмогской узкоколейной дороги, сокращённо УЖД. В свое время узкоколейные дороги имели немаловажное значение.

Сразу после Великой Отечественной войны в Коми увеличилось количество заготавливаемого леса - стране, преодолевавшей последствия военной разрухи, нужно было всё больше материалов для строительства. Прокладывались узкоколейные железные дороги для вывозки леса.

Начальным пунктом Пезмогской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Приозёрный (на языке коми - Каляты «озеро чаек»), расположенный в Корткеросском районе Коми АССР. Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной». Строительство посёлка Приозёрный и узкоколейной железной дороги началось в начале 1950-х годов. Посёлок и УЖД строили приезжие люди из разных уголков страны, разных национальностей, многие остались здесь жить и считают это место своей малой родиной. Официальное название посёлка до 1956 года - «Пезмогская УЖД».

Длина узкоколейной железной дороги составляла 47 километров и имела боковые усы, тянувшиеся ещё на несколько км. После ввода в эксплуатацию УЖД образовался лесопункт, подчинённый Пезмогскому ЛПХ. Одна улица в посёлке с начала образования узкоколейной железной дороги и по сей день носит название «Железнодорожная». Жизнь в посёлке закипела, люди работали с утра до вечера. В эксплуатацию были ведены пассажирский поезд и грузовой – тепловоз ТУ4-2426. На пересечении автодороги Сыктывкар-Усть-Кулом был построен автомобильный переезд со шлагбаумом. Через ручьи были сооружены деревянные с металлической опорой мосты.

Узкоколейная дорога была неотъемлемой частью жизни жителей посёлка Приозёрный до 90-х годов XX века. По состоянию на 1998 год УЖД в зимний период была уже закрыта. В летнее время вывозка производилась только с десятого километра. Дорога пока была ещё не разобрана, но по ней уже не ездили из-за плохого состояния. Протяжность дороги составляла по-прежнему 47 км, не считая старых боковых усов и 15 ветки до 9 км. По дороге, в основном ездили на самодельных дрезинах. В 1998 году УЖД до р. Енъю не доходит около 8 км, раньше не доходила около 1,5-2 км, кое-где ещё лежали рельсы, шпалы, местами было все разобрано. Тепловозы ходили до 20 км и сворачивали на боковой ус. Дальше можно было ехать только на самодельных дрезинах, в некоторых местах колея шире, мосты полуразрушены.

Вывозка леса по узкоколейной железной дороге прекратилась ориентировочно в 2006 году. Со слов жителей, рельсы в районе принимали по цене 6 рублей за килограмм. На узкоколейной железной дороге были уложены рельсы Р24. Нетрудно подсчитать, что стоимость одних только рельсов (без подкладок и других материалов верхнего строения пути) - 14 100 000 рублей (600 000$).

Пезмогская узкоколейная железная дорога была окончательно разобрана в конце 2008 начале 2009 года. Много лет и сил отдали работе на УЖД жители посёлка. Среди них были и ветераны Великой Отечественной войны и труженики тыла. Ввод в эксплуатацию железной дороги потребовал много людских ресурсов. К работе приступили машинисты, кондукторы, стрелочницы, грузчики, ремонтная бригада пути.

Вероника Мишарина

Новости