concurs.jpg

«Мне не стыдно оглянуться назад»

Всем светлым обязан родителям

- Вот вырастут дети, выучатся, и станем мы, моя милая Пашенька, под старость лет внуков нянчить и ворковать, как два сизых голубка, - часто говорил отец, когда семья усаживалась за обеденным столом. Не удалось солдату Великой Отечественной войны дожить до внуков, слишком глубоки были шрамы от немецких пуль.

В 1941 году мама, имея на руках четверых детей, провожала его на фронт. На прощание, у околицы села, когда строгий командир из военкомата отделил провожающих от рекрутов, отец, обнимая маму, тихо произнес:

- Я обязательно вернусь, а ты, несмотря на все трудности, сделай так, чтобы дети не пропустили ни одного школьного урока. Хочу, чтобы они стали образованными людьми.

- И мы священный завет отца выполняли, - рассказывала мне сестра Вера, вспоминая суровые военные годы.

Она родилась в 1926 году и была для нас не только старшей сестрой, второй мамой, но и требовательной хозяйкой. Наверное, поэтому впоследствии стала учительницей: хотела знания, полученные в пединституте, донести до других.

- В годы войны всем было трудно: не было хорошей одежды, часто голодали, - рассказывал брат Станислав, - но мы не роптали, нас в школе за хорошие знания и примерное поведение учителя всегда ставили в пример. И в каждом солдатском треугольнике мама все четыре года подробно описывала успеваемость каждого из нас.

Окончив пединститут, Станислав получил направление в Ижемский район, работал директором школы в Сизябске и райцентре.

- Долго бродил вокруг дома, - как-то признался брат Анатолий, в недавнем прошлом инженер «КомиГИПРОНИИлеспрома», когда учительница поставила в журнале мне двойку. Казалось, этим «неудом» я предаю отца, который в это время, может, идет в рукопашный бой с ненавистным фашистом. Было очень и очень стыдно, в тот вечер я твердо решил, что буду учиться всегда хорошо и поступлю в институт.

Вера и Слава сразу после школы стали студентами Коми государственного педагогического института, Толя - Архангельского лесного института.

Я родился в 1939 году. Смутно помню все тяготы военных лет. Но никогда не изгладится в памяти поздний ноябрьский день 1945 года. Мама поехала в Сыктывкар, и там, совершенно случайно, встретила отца. Они приехали домой. На ресницах мамы был толстый слой инея, намерзшего от горьких слез, лицо резко осунулось, но глаза блестели от счастья.

Мне, семилетнему пацану, чей отец прошел через горнило страшной войны и остался жив, всегда казалось, что он большого роста и крупного телосложения, на груди теснятся ордена и медали. А в дом вошел исхудалый мужик в потрепанной шинели, искалеченный и тяжелобольной. На хрупкие мамины плечи легли не только заботы о детях, но и о муже-инвалиде.

Отец, будучи больным, сразу начал работать. Показывая нам грамоты, он говорил: «Мы работаем не ради похвалы, что тоже важно, а для того, чтобы людям с нами было хорошо. Я этому правилу стараюсь следовать всю жизнь».

В 1954 году отца не стало. В 1953 году на свет появился брат Володя. Мама (видимо, такой и должна быть женщина-мать) до глубокой старости заботилась о нас. Особо в жизни я благодарен бабушке Екатерине Михайловне.

Записи в трудовой книжке не менял

Как-то секретарь из приемной звонит:

- Аркадий Иванович, к вам на прием просится мужчина.

Говорю:

- Пусть войдет.

Почти с порога он протянул трудовую книжку. Взглянул и ахнул: все исписано, не трудовая, а роман Льва Толстого.

Эта встреча произошла в семидесятом году, когда я только что занял кресло начальника дорожного участка № 715, обслуживающего Корткеросский район. До этого здесь же шесть лет проработал механиком.

На работу я его принял, но толку было мало. В погоне за высокой зарплатой он часто халтурил, был человеком неуживчивым. А ведь хорошую зарплату человек должен заработать.

В 1960 году, почти сразу после окончания Ухтинского лесного техникума, я пошел служить в армию. Как и большинство моих сверстников, теперь с удовольствием вспоминаю те далекие годы. Служил три года, никакой «дедовщины» и в помине не было.

В 1964 году появилась одна главная запись в моей трудовой книжке: принят на работу в дорожное хозяйство. С тех пор в отделе кадров ее доставали, чтобы сделать записи такого рода: награжден медалями, получил звания «Заслуженный работник Республики Коми», «Почетный дорожник» и так далее.

В октябре 2006 года написал руководству заявление, чтобы меня уволили с занимаемой должности. Главное в жизни, на мой взгляд, - это не сколько ты километров прошагал, а как ты все эти годы жил. На предприятии, где я трудился более сорока лет, я оставил достойную смену, мне не стыдно за все эти годы.

Асфальт наступает на сельскую улицу

Как-то старый приятель попросил проехаться по дорогам района. Возражать не стал. Сели в машину и поехали. Он мне по дороге наговорил столько хороших слов, что на одном из участков, где было много колдобин, я резко нажал на тормоза. Он, поняв мое негодование, тихо произнес: «Съездил бы ты в Кировскую область, посмотрел на дорогу между Мурашами и Юрьинским районом, тогда не стал бы так резко тормозить».

По этому участку я проезжал неоднократно, действительно, там колдобина на колдобине. Но это не должно нам служить примером. Не берусь судить о дорогах республики, но мне лично действительно не стыдно за дороги Корткеросского района.

А каким был размах дорожного строительства в 80-е годы! То, что делаем сегодня, по сравнению с теми годами - детский лепет.

В середине семидесятых годов, по инициативе правительства республики, в Сторожевске начали интенсивно строить не только хозяйственные, но и социальные объекты. Кирпичи, цемент, арматуру, доски и брусья доставляли в село по реке на баржах. Однажды к нам приехал первый секретарь обкома партии Иван Павлович Морозов. Поговорили о житье-бытье, поинтересовался он мощностью доручастка, квалификацией инженерно-технических работников и рабочих. Внимательно выслушав мой рассказ, сказал:

- А если мы на тебя свалим весь груз строительства дорог в районе, справишься? Знаю, скажешь: нет в нужном количестве техники. И эту проблему решим. Дело в том, что, по решению бюро обкома партии, все промышленные предприятия должны принимать активное участие в строительстве дорог. Но у газовиков, нефтяников, горняков Печорского угольного бассейна свои большие задачи. Мы освободим их от строительства дорог в Корткеросском районе, но взамен потребуем, чтобы они безвозмездно передали тебе тяжелую технику, автомобили, тракторы. Они будут давать больше угля, нефти, газа стране, а ты - больше дорог. Годится такой договор?

Отвечаю:

- Годится.

- Тогда, - говорит Иван Павлович, - ударим по рукам.

Строить дороги через болота не очень-то легко. Например, при подготовке строительства моста через Вишеру приходилось выемку торфа производить до глубины девять метров, а потом эту яму заполнять песком. Свои специфические трудности были на участках Аджером, Вомын, Нившера, Малая Кужба, Усть-Кулом и так далее.

Перед тем, как в сторону Нившеры направить технику и людей, партийные органы района решили в селе провести сход граждан. В местном клубе народу набралось много. И вдруг голос из зала:

- Нам не нужна асфальтовая дорога.

Сидящие в президиуме партийные боссы от удивления переглянулись. Образовалась тишина.

Тот же голос:

- А что мы будем иметь с этой дороги? Сейчас местные охотники удачно добывают в тайге лисиц, белку, куницу и многое другое. Появится дорога, и нашему госпромхозу, одному из лучших предприятий в республике, придет конец. Сыктывкарские охотники уничтожат все живое вокруг, перетопчут ягодные и грибные места.

Дорогу на Нившеру мы построили, но, как показало время, равновесие в природном балансе сохранить не смогли.

Решили жилищную проблему

Госплан в прошлом обо всем знал, всё ведал: сколько гвоздей и болтов произвести, сколько картошки посадить, что и почем продать. Только почему-то, планируя завтрашний день, «умные» головы забывали об одной маленькой детали: где люди должны жить. Вначале строили промышленные объекты, а уж потом забивали фундамент под будущий дом.

В сельской местности государство не очень-то заботилось о строительстве для людей квартир, если и поднимались этажи новостроек, то работы шли очень вяло.

Предприятие с каждым годом расширялось, росло число работающих, а с жильем были трудности.

Как-то районному начальству говорю:

- Жилье не даете, в детском саду, как всегда, мест нет, дайте хоть землю под застройку.

В ответ:

- Дадим, но строй так, чтобы ни один дорожник не просил у нас квартиру или место в детском саду.

Землю предприятию дали, и застучали топоры. Мы построили два 48-квартирных дома, фундамент заложили и под третий, детский сад на 50 мест. Шестнадцать семей переехали в дома коттеджного типа, улицу Сухановой полностью заселили наши работники. Решив в какой-то мере проблему жилья, мы создали условия для закрепления кадров рабочих и инженерно-технических работников.

В трудные годы не дрогнули

В середине девяностых годов, когда менялась не только экономическая и политическая система страны, корткеросским дорожникам пришлось потуже затянуть пояса. Брались за любую работу. Вместо денег рабочим давали муку, сахар, стройматериалы. К счастью, люди не разбежались, пусть и в трудных условиях, но продолжали трудиться.

Мне, как руководителю предприятия, надо было найти то правильное решение, чтобы не сгубить производство. Кажется, нашли. Перейдя под крыло «Трудорстройпрома», которым руководит опытный хозяйственник, депутат Госсовета республики Михаил Шаров, создали ООО «Дорожник». Открыли на имеющихся площадях станцию по ремонту автомобилей. Ведем работы не только в районе, но и в Пермском крае.

На предприятии когда-то трудилось 80 человек, нынче - 350. Наметились перспективы завтрашнего дня. И мне не стыдно оглянуться назад.

А. Сугоров

Красное знамя, 2007, 12 апреля

Новости